Авторизация
 

Паміж намі віртуальнасць: за і супраць кампутарных гульняў

 Пандемия, непогодь и короткий световой день побуждают больше свободного времени проводить дома. Здесь каждый находит себе занятие по душе. Один читает книгу, другой смотрит фильмы, третий кулинарит… Хватает и тех, кто, по сложившемуся стереотипу, тратит время впустую – играет в компьютерные игры. На этой почве в редакции, что говорится, нашла коса на камень: нашлись и геймеры, и те, кому их увлечение кажется, мягко говоря, детским. Завязалась дискуссия.

 

Катерина РЫНКЕВИЧ:
– Компьютерные игры никогда не интересовали. Один раз играла в «Марио», еще убивала время «Косынкой». Ключевое слово – УБИВАЛА. Успехи не приносили подлинной радости. Скорее вызывали нездоровую зависимость и неадекватное желание начинать снова и снова. Это как есть пирожки с усилителями вкуса. Насыщения не чувствуешь, хочется еще и еще. А смысл? Его не вижу и в компьютерных играх. Поэтому не понимаю восхищения ими. Просиживать за видеоиграми – тратить время впустую. Ведь на одной чаше весов близкие и друзья, книги, фильмы и музыка, рукоделие и кулинария, прогулки на свежем воздухе и еще много чего интересного офлайн, а на другой — тет-а-тет с экраном. Оно того стоит?

 

Игорь МАТЕЛЕНОК:
– Не ставил бы на разные чаши весов фильмы и компьютерные игры. Потому что при нынешнем уровне развития игровой индустрии – это почти одно и то же. Многие игры стали теми же фильмами, только интерактивными: со свободой выбора, передвижения, с более полным погружением в процесс.

 

Катерина:
– Допустим. Но можно ли за компьютерной игрой узнать что-то интересное, почувствовать радость, повысить уровень интеллекта? Очень сомневаюсь. А вот испортить зрение и психику, украсть у себя драгоценные свободные минуты, которые можно потратить на что-то более важное – сколько угодно.

 

Кристина БАТУРИЦКАЯ:
– Играю в компьютерные игры почти с пятилетнего возраста, разбираюсь в них не только на словах. И убеждена, что они способствуют саморазвитию. Только надо разграничить те, что изначально созданы для развлечения, и те, которые претендуют на большее. Есть бульварная литература и массовое кино для убийства времени, есть игры для этой же цели. Сейчас видеоигра – скорее способ передачи истории. Кто не играл в достойные сюжетные игры, вряд ли сможет это представить. Но сравнивать «Марио», например, с «Сайлент Хилл 2» – то же самое, что детскую книжку-раскраску с «Преступлением и наказанием» Федора Достоевского. Современные видеоигры не ограничиваются развлечением. Это индустрия, где есть большие компании и индивидуальные разработчики. Игра выступает не просто как развлечение. Чтобы приобрести популярность и аудиторию, нужно быть чем-то большим.

 

Игорь:
– Отличный тому пример – шедевр этого сезона «The Last of us 2» («Одни из нас 2»). Уже половину прошел.

 

Катерина:
– Сомневаюсь, что даже самая качественная игра может заменить хороший фильм. В кино играют живые люди, их герои – тоже люди. Смотря фильм, мы переживаем вместе с героями, с кем-то не соглашаемся, к кому-то проникаемся симпатией, у кого-то учимся. Фильмы – живые. Компьютерные игры – нет.

 
Кристина:
– А вот и неправда! Во многом благодаря технологии «Motion Capture» (технология захвата движений, позволяющая оцифровать движения актера и использовать их для управления трехмерной моделью персонажа) в создании компьютерных игр уже давно участвуют реальные актеры, даже животные…

 

Игорь:
– Разработать компьютерную игру – значит, помимо сюжета, музыки и героев написать еще программный код, создать интерфейс. И тысячу раз проверить, чтобы все это работало без багов и сбоев. Снять фильм, пожалуй, проще. Хотя фильм фильму рознь.

 

Катерина:
– Согласна, что среди книг, фильмов, музыки и других офлайн-развлечений тоже есть мусор. Здесь вопрос выбора, каждому свое. Но даже за «легкой» книгой человек о чем-то думает, размышляет, пытается предвидеть финал. Компьютерные игры развивают мышление?

 

Кристина:
– О, еще как! Многие игры имеют свою потрясающую историю, часто еще более сложную и запутанную, потому что предполагает право выбора, в отличие от фильма или книги. В фильме сюжет линеен, конец предопределен, однако многие игры предоставляют возможность нескольких вариантов развития событий. Возьмем, например, мой любимый «Сайлент Хилл» – в нем есть четыре концовки, каждая из которых зависит от поведения игрока.

 
Вдобавок игра может достичь гораздо большей глубины «слияния» героя с игроком благодаря интерактивности. Ты не просто смотришь на героя – ты и есть герой. Вместе с ним переживаешь и делаешь выбор. Банальный пример: смотришь хоррор; герой спускается в темный подвал, из которого слышны страшные звуки; очевидно, будет что-то плохое – это не страшно, это раздражает. Теперь та же ситуация, но в игре. Тебе надо пойти в страшное место и разбираться с сидящим там ужасом. Это совсем другой уровень переживания происходящего.

 

Игорь:
– Согласен. Ни один фильм не обеспечит более полного погружения в процесс, чем игра. Дорогого стоит быть участником происходящего. Да и вообще, учеными доказано, что люди, проведшие много времени за стрелялками, обладают куда более быстрой реакцией.

 

Катерина:
– Также доказано, что длительное времяпрепровождение за экраном плохо сказывается на нервах. Книгу можно отложить, прочитав одну страницу, фильм поставить на паузу, но очень сомневаюсь, что компьютерную игру легко приостановить. Она сильно затягивает не только детей и подростков с неокрепшей психикой, но и взрослых. Сколько историй наслушалась от подруг, чьи мужья каждый вечер уходили на «войну» в «Мир танков», забывая о семье, об ужине и о том, что завтра рано вставать на работу.

 
Кристина:
– Игру тоже всегда можно поставить на паузу, сохранить или выключить. С онлайном сложнее, там своя специфика, но так или иначе – все выключается. Между прочим, книги тоже затягивают. В детстве я могла читать всю ночь и приходила в школу с опухшими глазами. Во всем важны чувство меры и самоконтроль.

 

Игорь:
– Видеоигры – самостоятельный и самодостаточный жанр. Он предполагает получение информации через взаимодействие с виртуальным миром. Важно, что при этом обретаешь и тренируешь реальные навыки и рефлексы. Они находят применение в разных сферах жизни. И здесь не только про скорость реакции.

 
Слыхали, как учат пилотировать самолеты, управлять танками и гоночными болидами, прежде чем пускать в настоящие машины? На базе компьютерных симуляторов, где управление и физика воссозданы максимально достоверно. Сразу приходит на ум «Ил-2 Штурмовик». Не знаю, обучают ли по этой игре пилотировать, но она точно легендарная.

 

Катерина:
– Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно. Звезда по имени Виртуальность – не исключение. Только свет ее чрезмерно ослепительный, особенно для детей и подростков, которые выбирают игру компьютерную вместо футбола, велосипеда, плавания и так далее, не говоря уже о чтении книг. Развитие интернет-индустрии породило грустную шутку о том, что раньше наказанием для детей был запрет играть на улице, а сейчас – играть на компьютере. В онлайн-тренировках (пилотирование и прочее), возможно, и есть определенный смысл. Но здесь меньше ответственности: ты же понимаешь, что самолет не настоящий...

 

Кристина:
– Симуляторы – отдельная тема. Они действительно дают большую возможность для обучения. Кстати, многие ролевые компьютерные игры с возможностью выбора – тоже симуляторы, которые развивают навыки поведения в определенных ситуациях. Играю в «Pillars of Eternity 2». Я – капитан корабля и у меня есть команда, за которую несу ответственность, пусть и виртуальную. Ошибись в принятии какого-нибудь решения – и пострадает корабль, поднимется мятеж, погибнут люди и прочее. Стараешься находить различные выходы из ситуаций. Ну и бонус – из этой игры узнала о кораблях и их командах столько, сколько до этого нигде не читала.

 
К слову, о выборе увлечений. Мой брат-школьник тоже очень любит видеоигры, но еще уважает хоккей и долго им занимается. Не думаю, что популярность видеоигр отнимает у детей интерес к спорту, встречам с друзьями и другим видам досуга.
О меньшей ответственности... Да, самолет не настоящий. Но когда ты волнуешься о чем-то, это все равно важно. Ровно как забота о тамагочи, которые были популярны в 90-х. С их помощью дети развивали в себе эмпатию и ответственность, определенные навыки.

 

Катерина:
– Вряд ли в реальности геймер будет вести себя так же уверенно и смело, как в своем виртуальном мире. В игре, как в страшном сне, ты знаешь, что все будет хорошо и вернешься в офлайн живым и здоровым…

 

Игорь:
– Нам трудно друг друга понять, потому что мы – представители разных поколений. У Кати было классическое детство с книгами, сказками по телевизору и играми на свежем воздухе. Мои детские годы пришлись на переломный момент, когда компьютеры начали массово внедряться в нашу повседневность. А Кристина росла уже в период активного развития игровой индустрии.

 

Кристина:
– У моего отца тоже было классическое детство в деревне. Однако он разделяет мой интерес. Люблю с ним поболтать об играх. Именно папа открыл для меня виртуальный мир. Видела, как он играет в «Героев 3» и «Древние Свитки». Стало интересно, попробовала – понравилось. Ну и понеслось.

 

Катерина:
– В разговорах об увлечениях все на равных и каждому свое. Разница поколений здесь ни при чем. Дело – в интересе. Одних цепляет, других оставляет равнодушными. Могу понять эмоции и чувства увлеченных людей. Источник получения этих эмоций у каждого свой. Важно, чтобы увлечение не перерастало в зависимость, что с компьютерными играми случается чаще, чем с фильмами, книгами, музыкой и другими офлайн-хобби.

 

Игорь:
– Для меня видеоигры наравне с чтением и просмотром фильмов – больше инструмент для перезагрузки мозга и уж точно не наркотик.

 

Кристина:
– А вот для меня они все-таки значат гораздо больше. В будущем хотела бы работать в игровой индустрии и создать свою игру.

 

Катерина РЫНКЕВИЧ, Игорь МАТЕЛЕНОК, Кристина БАТУРИЦКАЯ

Автор графики Казимир БЛАЖЕВИЧ.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 30 января 2022
Антон, Виктор, Георгий, Иван, Павел, Савелий, Антонина

Именины 29 января 2022
Иван, Максим, Петр, Неонила

Госці краін

free counters
Партнеры сайта