Авторизация
 

Навацыі датычацца ўсіх удзельнікаў рынку працы

 Основные положения новой редакции закона о занятости населения Беларуси вступили в силу 24 октября 2016 года. Она направлена на развитие и поддержку высокой мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей и безработных за соблюдение законодательства о занятости населения.

Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" подписан Президентом 18 июля 2016 года. Новации касаются всех участников рынка труда — нанимателей, соискателей, службы занятости.

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ?

Регистрация в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости после предъявления необходимых документов: трудовой книжки, паспорта, свидетельства об образовании, профессиональной квалификации, а также справки о среднемесячном заработке за последние двенадцать месяцев по последнему месту работы. При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает субъективное право на признание его безработным, на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на: профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку; получение бесплатной информации о вакантных рабочих местах и на бесплатные консультационные услуги по вопросам своего правового положения как безработного; социальные гарантии и компенсации.


Отдельной статьей нового закона закреплены обязанности безработного. Так, он должен самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления, являться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу или учебу. Это закрепило взаимоответственность службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволило увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи и др.).


В целях стимулирования к более активному поиску работы усилена ответственность безработных за нарушение законодательства о занятости населения. Вдвое сокращен максимальный период нахождения на учете в качестве безработных—с 36 до 18 календарных месяцев. Уточнены и нюансы повторной регистрации в качестве безработных.


Безработным предоставлено право на получение содействия в приобретении опыта практической работы в соответствии с полученной профессией (специальностью), что позволяет повысить их конкурентоспособность и в дальнейшем увеличивает шансы на трудоустройство. Такое право на участие в программе "Молодежная практика" будет распространяться и на безработных женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет.

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ НАНИМАТЕЛЕЙ?

Для нанимателей установлена обязанность письменно уведомлять органы по труду, занятости и соцзащите о наличии вакансий в течение пяти дней с даты их образования (в старой редакции—в течение двух недель). Нанимателей также обязали информировать органы по труду, занятости и соцзащите о заполнении вакансий в тот же день. К слову, впервые определено само понятие свободного рабочего места (вакансии). Это предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).


В соответствии с новым законом наниматели обязаны информировать службу занятости о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за два месяца (ранее—только в случае массового высвобождения). Реализация этой нормы позволила обеспечить оперативное прогнозирование численности граждан, потенциально нуждающихся в подборе места работы.


Органам государственной службы занятости населения предоставлено право полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. Эта мера в республике уже использовалась, теперь она закреплена в законе. Данная норма позволит обеспечивать опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, и их последующее трудоустройство, минуя стадию безработицы. Кстати, впервые законодательно определены категории работников, находящихся под угрозой увольнения. К ним относятся те сотрудники, которые подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя; предупреждены о сокращении численности или штата работников; по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, работают в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.


У нанимателей, привлекающих граждан на оплачиваемые общественные работы, появилась возможность заключать не только срочные трудовые договоры, но и гражданско-правовые. Это значительно упростит процедуру трудоустройства на такие работы, а также снизит материальные и временные затраты кадровых служб нанимателей.


Законом изменены и возрастные критерии, при которых нанимателями полностью возмещаются органам по труду, занятости и соцзащите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных из числа работников, уволенных ими в связи с сокращением численности или штата работников (за исключением занятых на неквалифицированных работах, а также достигших возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин) и не проходивших по последнему месту работы в течение пяти лет перед увольнением переподготовку или повышение квалификации. Ранее предельный возраст составлял 45 лет для женщин и 50 лет для мужчин.


Важной новацией закона о занятости является и то, что с 1 января 2017 года услуги по трудоустройству могут оказывать только включенные в реестр агентства по трудоустройству (ранее деятельность таких агентств законодательно не была регламентирована и на нее распространялись лишь общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении им некачественных услуг, в том числе в сфере трудоустройства). Перечень услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых агентствами по трудоустройству, порядок формирования и ведения реестра агентств определены правительством.

Фото для иллюстрации.
Управление по труду, занятости
и соцзащите Миорского райисполкома.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Каментаваць артыкулы на нашым сайце магчыма толькі ў плыні 360 дзён з дня публікацыі.
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 6 мая 2021
Анатолий, Валерий, Георгий, Иван, Александра, Валерия, Афанасий

Именины 5 мая 2021
Виталий, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Климент, Платон, Федор

Госці краін

free counters
Партнеры сайта