Cерия беларусской вакцины передана в РНПЦ эпидемиологии для предварительных исследований

 Очередная серия отечественной вакцины передана в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии для предварительных доклинических исследований на животных. Подопытными станут мыши. И когда будет доказано, что у них наблюдается такой же надежный иммунный ответ, как в пробирке, можно будет приступать к масштабным доклиническим испытаниям. А в следующем году – и к клиническим на добровольцах. Пока поговорим о результатах исследований, проведенных в Институте биофизики и клеточной инженерии Национальной академии наук. О подробностях рассказывает директор Института Андрей ГОНЧАРОВ, который возглавляет рабочую группу по созданию белорусского профилактического препарата.

 

ДЛЯ лабораторных испытаний было подготовлено три серии вакцины, сначала на одну дозу препарата добавлялось четыре микрограмма определенного антигена (кусочка вируса) и один из пяти адъювантов – это вещества, которые стимулируют иммунный ответ. Во-первых, с такими добавками антиген в организме дольше сохраняется. С другой стороны, клетки иммунной системы эффективнее вырабатывают защиту. К слову, метод испытаний в пробирке распространен широко, особенно в последнее время, потому что эксперименты на животных сокращаются из гуманных соображений, плюс их результаты далеко не всегда могут отражать картину, которую видим у человека.

 
– Воздействие различных химических веществ видозависимо. Допустим, от чего мышь не пострадает даже в больших концентрациях, человеку может навредить небольшое количество. И наоборот. Именно поэтому инвитро-токсикология получает большую популярность, так проходит тестирование лекарств, биологически активных добавок, косметики. Этот же метод решили применить и к вакцине в качестве самого первого этапа оценки. Для того чтобы, во-первых, выяснить эффективность антигенов, узнать, достаточно ли они очищены и не уничтожают ли клетки, – объясняет Андрей Гончаров. – Гибель клеток вызывали два адъюванта на основе эмульсии масла в воде. На основании этого можно судить, что либо они сами по себе достаточно токсичны, либо этот метод неприменим для исследования подобных веществ на масляной основе. Дальше в причинах разбираться не стали, сделаем это чуть позже, чтобы не тратить драгоценное время.
Оставались три добавки, созданные на основе солей алюминия, которые тоже претендовали войти в состав вакцины. Оценивая жизнеспособность клеток и показатели, отражающие их гибель, ученые пришли к выводу, что два адъюванта полностью нетоксичны, даже когда их концентрация высока. Это фосфат и гидроксид алюминия, которые для вакцин используются достаточно часто. Причем неважно какой производитель. Продукцию любого из них можно использовать для опытно-промышленной партии. Установить то самое вещество, благодаря которому эффективность вакцины повысится, – и предстояло на первом этапе!

 
Второй этап в пробирке оценил иммуногенные свойства вакцины. Антиген, то есть кусочек вируса, добавлялся в различных пропорциях: и четыре, и десять микрограмм на одну дозу. Значимый критерий оценки иммуногенности – способность клеток продуцировать один из цитокинов в ответ.

 
– Проще говоря, в организме большое количество клеток памяти, у каждой из которых собственный рецептор, который чувствителен к определенному антигену. Это можно сравнить с тем, как одним людям нравится запах лаванды, другим – роза. Когда клетка встречается со своим антигеном, он активируется, происходят изменения. Оказалось, как чистый антиген, так и связанный с адъю- вантом, вызывает активацию лимфоцитов, – конкретизирует Андрей Гончаров.

 
Однако клетки не всех добровольцев, чей биоматериал был взят для исследований, активно реагировали на антигены. И это объяснимо, говорят ученые. В первую очередь потому, что соединение было кратковременным, если же его удлинить, то воздействие улучшается, а клетки начинают размножаться. Лимфоциты пациентов отвечали практически на все семь вариантов вируса. Причем интенсивность деления при добавлении адъюванта, о котором шла речь выше, в два-три раза интенсивнее, чем без него. Таким образом получены ответы на многие вопросы: вакцина не токсична и иммуногенна. Каждый из штаммов вируса, выделенный и очищенный в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии, образует защиту.

 
– Формирование иммунного ответа в организме – более сложная система, нежели в пробирке, – анализирует Андрей Гончаров. – В пробирке воссоздать полную реакцию выработки иммунитета невозможно. Здесь оценивается эффективность по активации уже имеющихся Т-клеток памяти, которые образовались после перенесенной инфекции. Однако вывода, что антигены активируют клетки памяти, достаточно, чтобы полагать об эффективности профилактического препарата. Ведь вакцину захватит огромное количество других специальных клеток, благодаря чему будет происходить постоянная активация и стимуляция иммунитета.

 
По словам ученых, все штаммы вируса иммуногенны, два из которых наиболее активны. Какие войдут в основу вакцины? Финальный вариант препарата, по всей видимости, будет содержать даже несколько образцов. По аналогии с гриппом. В случае с коронавирусной инфекцией это тоже возможно и действенно для максимального учета циркулирующих в определенное время геновариантов. Опытно-промышленное производство отечественной профилактики будет локализовано на двух площадках – вырастет вирус, пройдет очистку и инактивацию на предприятии «Белвитунифарм», а «Белмедпрепараты», в свою очередь, соединят его с адъювантом и сделают розлив.
Институт биофизики и клеточной инженерии НАН запланировал еще одно новшество – Центр вирусологии. По сути, это большая лаборатория, где с помощью качественного оборудования ученые создадут вакцину против любых возбудителей. Биобезопасность страны будет на лицо, особенно если учесть, что этими задачами также занимается РНПЦ эпидемиологии и микробиологии. В Центре вирусологии планируется разрабатывать новые средства диагностики и вакцины на самых разных платформах – инактивированные, векторные, мРНКовые. Не исключено, что даже живые.

 
– Классический способ создания живой вакцины заключается в передаче вируса в среде животных, и тот штамм, который постепенно утрачивает инфекционные свойства и не приносит вреда организму, используется для формирования иммунитета у человека. Но сейчас технология производства живой вакцины совсем другая. Речь о генетической модификации микроорганизма, чтобы его антигенные свойства сохранялись, а патогенных не было. Над этим и будем работать, но в перспективе, а пока всё время и усилия направлены на отечественный образец вакцины против коронавируса, – заключает Андрей Гончаров.

 

Елена БАСИКИРСКАЯ

Фото для иллюстрации.

0 комментариев

Добавить комментарий

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 360 дней со дня публикации.