Путешествуя по Миорщине
gazeta 8-09-2023, 15:07 346 Спорт і турызм![Друкаваць](/templates/Portus/images/print.gif)
Интерес белорусов к путешествиям по родному краю в последние годы значительно возрос. Поспособствовали пандемия и закрытие границ. Задачу максимально использовать туристический потенциал страны поставил Глава государства. О том, какие шаги предпринимают в этом направлении на Миорщине, беседуем с заведующим сектора спорта и туризма райисполкома Ларисой МАЛЕЦКОЙ.
– Развитие туризма на Миорщине осуществляется в соответствии с государственными и локальными нормативными документами, в числе которых решение Витебского облисполкома от 21.03.2023 № 129 «О мерах по реализации в 2023 году Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2021-2025 годы», – говорит Лариса Вячеславовна. – Цель программы – совершенствование туристической инфраструктуры, улучшение материально-технической базы объектов туриндустрии, обеспечение их квалифицированными кадрами, реализация инвестиционного потенциала сферы туризма. Из доведенных 19 пунктов выполнено уже 17.
Какими видами представлен туризм и насколько развита туристическая инфраструктура на Миорщине.
– В их числе охотничий, лечебно-оздоровительный, экологический, культурно-познавательный, образовательный, событийный, агроэко- и автотуризм. Наиболее развитое направление выездного туризма – охотничий. Более
30 % от экспорта услуг обеспечивают три охотхозяйства:
БООР, «Обстерно» и Дисненский лесхоз. В оздоровительном осуществляют деятельность детский санаторий «Росинка» и «Актам». Экологическим занимается ГПУ «Ельня», которое в настоящее время осуществляет ремонт экотропы. Развиваются возможности для путешествий на колесах с отдыхом на оборудованной кемперной стоянке «Мерея» в Зачеревье. За последние три года ее посещаемость увеличилась в десять раз.
Инфраструктура представлена 11 средствами размещения, в числе которых три гостиницы, два номера в ФСК «Миоры», дом рыбака и охотника, гостиничный номер в ГПУ «Ельня» и пять санаторно-курортных организаций. Действует 12 агроэкоусадеб, имеется 16 памятников архитектуры и шесть – истории, две нематериальные историко-культурные ценности. Работают районный историко-этнографический музей и краеведческий музей истории в Дисне, школьные музеи, два объекта придорожного сервиса, визит-центр заказника «Ельня». В пределах района расположены три заказника республиканского значения и два – местного, два памятника природы республиканского значения и 17 – местного.
Расскажите о перспективах в агроэкотуризме в связи с действием Указа № 351.
– На данный момент на Миорщине зарегистрировано 12 агроэкоусадеб. Большинство из тех, что были задействованы в этой сфере, перешли на оказание услуг по предоставлению жилья для краткосрочного проживания. У каждого из тех, кто остался, есть своя изюминка. Например, в «Богуденьках» оказывают услуги апитерапии – лечения пчелами. «У водопада» предлагают пройти мастер-класс по валянию из шерсти или прогулку по болоту с аттестованным экскурсоводом. «Хуторок» сочетает в себе элементы старины и современности и предполагает тихий семейный отдых на берегу озера. В «Грин Вилладж» есть возможность активного отдыха, для чего предлагают прокат спортинвентаря. Предложения на любой вкус и кошелек.
Все ли владельцы агроэкоусадеб в полную силу использовали свои возможности, чтобы остаться в этой сфере.
– Думаю, что нет. Сейчас остро стоит вопрос о безопасном пребывании туристов. Многие владельцы агроэкоусадеб еще проводят ремонтные работы. Одних остановили новые требования в организации пищеблока, других – подсобное хозяйство. Решили сдавать жилье.
Для них еще есть возможность вернуться в сферу. Следует посмотреть Указ, отметить выполненные требования и устранить недочеты. Все реально сделать. Как положительный пример – на одной из агроусадеб за сутки поменяли дымоход.
Перспективные, на Ваш взгляд, направления туризма.
– Набирает обороты экологический. Сегодня ГПУ «Ельня» предоставляет шесть видов экскурсий, в том числе по болоту на болотоступах, по экотропе. Ежегодно она требует ремонта. Год назад здесь установили стенд с кьюар-кодом, куда можно перечислить деньги на эти цели. Собрано порядка 2,2 тысячи рублей, но эта сумма лишь частично покрывает расходы.
В каких еще направлениях нам нужно развиваться.
– Недостаточно развит гастрономический туризм. У нас есть пункты питания, но где-то проходит ремонт, где-то не всегда есть возможность принять гостей. Также важно популяризировать блюда национальной кухни. Кормят туристов на агроэкоусадьбах «Садовая» и «Конный дворик», в столовой ООО «Металлопрокатная компания». Кстати, на заводе в 2024-2025 годах будет организован промышленный туризм, пока идут подготовительные работы.
Приезжие туристы ожидают асфальтированных подъездных путей. Но положить покрытие к «Ельне» или водопаду не представляется возможным. Наша задача – обеспечить проезд, организовать условия для отдыха и приема пищи, оборудовать санитарные зоны.
Например, благоустройство водопада – можно сказать, волонтерская деятельность директора ПУПКС «Миорский» Василия Михалкива и членов коллектива. Сейчас по поручению главы района помогал с благоустройством Дисненский лесхоз. На общественных началах убирали территорию совместно с сектором спорта и туризма члены первичных организаций БРСМ.
У нас красивые места и много возможностей для отдыха на природе. Каким образом удается популяризировать это направление.
– В этом году из районного бюджета сектору спорта и туризма выделено 30 тысяч рублей на реализацию мероприятий подпрограммы 2 «Маркетинг туристических услуг» и подпрограмму 4 «Развитие сферы туризма и совершенствование туристической инфраструктуры в Поозерье Витебской области на 2023-2025 годы». Установка баннеров и стендов с информацией о туристическом потенциале Миорщины, издание фотоальбома об уникальной природе нашего края, промо- и сувенирной продукции, – лишь несколько пунктов из общего списка.
Разработано инвестпредложение по возведению туристического комплекса в Миорах, где разместятся гостиница, ресторан-бар, пункт питания, магазин товаров первой необходимости, пункт проката, аптека, игровая зона для детей. Теперь мы находимся в поиске инвесторов.
Нашим брендом является экологический праздник «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю». Считаю, что это направление тоже нужно развивать. Например, расширить спектр молодежных мероприятий. Это может быть сочетание современной и экокультуры, или народной и поп-культуры, различные литературные конкурсы. У нас много талантливой молодежи: один пишет стихи, другой музыку, третий поет, четвертый играет на музыкальном инструменте. Было бы интересно объединить их усилия. Или организовать пленеры. Для этого нужно заинтересовать и подключить все службы района.
Планируем активно вовлекать в спортивные и туристические мероприятия молодежь. Движение – это жизнь, а жизнь – это движение, ведь без него жить скучно и однообразно.
Елена ВОРОНИНА.
Фотоматериал Казимира БЛАЖЕВИЧА и из архива редакции.
Похожие статьи
0 комментариев
Добавить комментарий
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 360 дней со дня публикации.