Авторизация
 

Праваслаўе ў Дзісне

+
Православие  в ДиснеС 10-го столетия на этнично-белорусских землях начало распространяться греко-православное христианство. В 992 году была создана Полоцкая епархия, она включала и нашу местность.

Постепенно православие стало традиционной религией основной массы населения на протяжении нескольких столетий. Православная церковь в определённой степени была включена в общественно-политическую 
структуру государства и оказывала духовное, социально-экономическое и политическое 
влияние на людей.
 
Религиозная жизнь жителей Дисны тесно связана с храмом Воскресения Христова, существовавшего, по преданию, ещё в начале 
13-го века. Город неоднократно горел, но церковь восстанавливали на прежнем месте до последнего пожара 1882 года. До конца 16-го века единственной христианской конфессией тут оставалось православие.
 
Новые и тяжёлые испытания выпали на долю православных Дисны после принятия 1 июля 1569 года Люблинского акта, согласно которого Польское королевство и Великое княжество Литовское, в состав которого входила наша местность, объединились в одно федеративное государство Речь Посполитую. После этого тут начало распространяться католичество, что принесло и угрозу ополячивания народа. В Москве тем временем смотрели на ВКЛ как на свою территорию и ради её захвата использовали православную веру наших предков. Светские и духовные лица княжества—сторонники его самостоятельности—стремились избавиться от претензий Варшавы и Москвы, а также от религиозной вражды в самой стране, предлагая новую веру, которая объединяла бы  в одном храме католичество с православием. Такую веру могла дать уния, с латинского языка это слово переводится как единство, объединение.

Эта идея осуществилась 9 октября 1596 года на Брестском церковном соборе. Белорусские и украинские православные епископы признали верховенство римского Папы, но сохранили прежние греческие обряды. Новая вера постепенно стала народной, благодаря богослужениям на родном языке. В конце 18-го века униатами были  три четверти жителей Белоруссии, и они хорошо знали, что не являются ни поляками, ни русскими.

Ситуация с увеличением в Дисне римо-католических и греко-католических прихожан потребовала от православного духовенства защиты своей веры. В 1633 году при церкви Воскресения Христова был открыт православный мужской монастырь. Хрестоматийным стал пример о прибытии в Москву в 1651 году игумена Дисненского Воскресенского монастыря Афиногена Крижановского, который объявил себя послом населения Полоцкой земли. Его "послали ко государю ис Полоцка все белорусцы… и велели ему бити челом государю, чтобы он их, белорусцев, принял в свою государеву оборону".

Во время русско-польской войны 1654-1667 годов в Дисне 5 лет находился русский гарнизон. В это время в 1661 году в центре города была построена вторая приходская Спасская церковь. При Воскресенском монастыре с 1679 г. для защиты православной веры существовало братство. Но в страшном пожаре 15 июля 1700 года сгорели обе церкви—Спасская и Воскресенская, уцелели только монастырь и трапезная Введенская церковь. Попытки восстановить храмы были пресечены властью, проводившей политику ополячивания и окатоличивания.
В 1718 году монахи Дисненского монастыря в числе других подали жалобу на насилие со стороны католиков и униатов императору Петру І. В результате его заступничества король Август ІІ в 1720 году издал диплом в защиту православных монастырей нашего края, в том числе и Дисненского. В 1726-ом православный епископ Сильвестр Четвертинский дал грамоту на восстановление Воскресенской церкви, и через два года она восстала на прежнем месте. Спасская уже не возрождалась.

В 1793 году Дисна была присоединена к Российской империи и стала административным центром уезда. Государственной религией стало православие. Католики и униаты уже не могли демонстрировать к нему прежнюю нерасположенность, хотя в городе их было большинство. Начался переход некоторых униатов в православие. Ополячивание сменилось русификацией, в чём большую роль должна была играть церковь.

В 1810 году из-за ветхости строений закрылся Воскресенский монастырь. Воскресенская церковь стала только приходской, а Введенская трапезная в 1826-ом перенесена на униатское кладбище и освещена в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия.
После восстания против царизма 1831 года, главным участником которого была ополяченная шляхта при поддержке католического духовенства, началось давление на католиков и униатов. В Дисне закрыли оба костёла и униатскую церковь, монахов-францискан изгнали. В 1840-ом деревянный костёл переделали в Николаевскую церковь за средства помещика имения Дорожковичи католика Михаила Кастровицкого, зато католикам вернули кирпичный костёл. Тогда же в городе был создан второй приход—Николаевский.
После восстания 1863 года в целях дальнейшего укрепления православия 12 мая 1870-го освещена новая кирпичная церковь Воскресения Христова, построенная на средства казны и пожертвования. Самый большой денежный взнос сделал генерал-губернатор Н. Муравьёв. На долгие годы этот храм стал главным в городе и уезде.

В память избавления императора Александра ІІ от опасности 4 апреля 1866 года в 1879-ом в Дисне возведена православная часовня напротив костёла на берегу Двины. На правой стороне от входа сделана надпись: "Господи, спаси царя и услышь ны". На левой стене—"В память события  4 апреля 1866 года. Не прикасайтеся к помазаннику моему. Владеет вышний царством человеческим. Он поставляет цари и преставляет". Крестный ход к часовне совершался ежегодно  4 апреля. Здание не пострадало во время мировых войн, но было взорвано в период воинствующего атеизма в 1958-ом.
В издании "Литовские епархиальные ведомости" от 24 июня 1882 года помещено следующее сообщение: 

Пожар церквей в Дисне

Православие  в ДиснеОт бывшего 16 июня в г. Дисне пожара сгорели две церкви: старая Воскресенская деревянная со всеми внутренними её украшениями и иконами и приходская Николаевская, также деревянная, церковные причтовые строения и собственный дом священника. Церковное имущество Николаевской церкви спасено людьми, кроме колоколов. Новая же каменная Воскресенская церковь торжественно красовалась своим православным прекрасным видом в пламени и вышла из оного ничем не вредима.

После пожара Николаевский приход сохранился, службы проводились в Георгиевской кладбищенской церкви до первой мировой войны (1914 г.), потом включён в состав Воскресенского, существующий до нашего времени.

27 июля 1904 года на православном кладбище города заложен храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, построен в 1908-ом. После закрытия в 1944-м Воскресенской церкви он был единственным действующим храмом Дисны.

Летом 1915 года в Дисну эвакуировалось Виленское губернское управление, город на время стал центром губернии и кафедральным центром Литовской православной епархии. 18 апреля 1916-го сюда прибыл архиепископ Виленский и Литовский Тихон (В. Беллавин). Он совершал богослужения в Воскресенской церкви, стал почётным председателем комитета па строительству новой церкви в честь святого Георгия и 26 октября освятил её. А на следующий день перед отъездом в Петроград на заседании сессии Синода подписал приказ о награждении камилавкой священника Воскресенской церкви Михаила Кушнева за усердие в строительстве и открытие в Дисне церковно-приходской школы.

20 июня 1917 года архиепископ Тихон из Литовской кафедры, находящейся в Дисне, был избран на Московскую кафедру. На его место 28 июня назначен епископ Елевферий (Богоявленский), из Дисны он управлял Литовской епархией до перенесения её центра в Вильно в ноябре 1918 года.

13 (26) августа 1917 года архиепископ Тихон возведён в сан митрополита Московского и Коломенского, а 5 (18) ноября избран Патриархом Московским и всея Руси. Среди тех, кто принёс искренние поздравления святителю по этому случаю, были прихожане Воскресенской церкви. В ответ пришла  благодарственная грамота за собственноручной подписью от 2 марта 1918-го. В храме она хранится до сих пор.
В 1931 году кладбищенская церковь святого Георгия разобрана и перевезена в Стефанполь, где местная Покровская обветшала и подтапливалась во время наводнения. Тщанием священника Никифора Мойсеёнка храм восстановлен и освящён в честь преподобного Серафима Саровского.

3 июля 1944 года советские войска начали штурм Дисны, в результате боёв центральная часть города была полностью разрушена. Но Воскресенская церковь выстояла, пострадали только купола. Однако местные власти запретили ремонтировать здание и проводить  службы. Прихожане во главе с настоятелем Николаем Катковским всё имущество перенесли в кладбищенскую Одигитриевскую церковь, где богослужения продолжались.

Возрождение церковной жизни началось с празднования 1000-летия крещения Руси. Настоятель Одигитриевской церкви Геннадий Короневский при поддержке местного населения организовал восстановление Воскресенского храма, в 1991 году он был освящён. Возродилась традиция ежегодного крестного хода с иконой 16-го века Смоленской Богоматери Одигитрии 10 августа. Тысячи верующих выстраиваются в два ряда для пронесения над ними главной дисненской церковной святыни.

Ещё одним объектом поклонения верующих стали останки страдальца за веру Христову иерея Шарковщинской Свято-Успенской церкви Константина Жданова. По благославлению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) 20 августа 2008 года  перенесены его нетленные мощи из Одигитриевской в Воскресенскую церковь. А в следующем году Синодальная комиссия приняла решение о  прославлении священника. Это богоугодное дело 13 марта 2010-го благославил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Божественная литургия с чином канонизации была совершена 4 июня 2011 года, её возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) в сослужении всех православных епископов Белоруссии. Память священномученника Константина совершается 29 апреля, в день его мученической кончины, и 4 июня—в день его церковного прославления.

Традиции высокой духовности в Дисне передаются из поколения в поколение. Вот Григорий Никифорович Вышинский организовал перезахоронение в июне 1919 года священника Константина Жданова, хотя это ему стоило жизни. Его сын Геннадий Григорьевич после возвращения с Великой Отечественной 18 лет выполнял обязанности старосты Одигитриевской церкви, награждён Грамотой Патриарха Московского и всея Руси за служение Родине и церкви. Внучка Вера Геннадьевна уже несколько лет выполняет обязанности старосты Воскресенской церкви.

Время и память сохранили имена священников Воскресенской церкви в Дисне. Это Фёдор Солавьевич, настоятель с 1831 па 1871-й. Он 39 лет служил в старом храме и 1 год—в новом, упокоен у его стен. Затем следуют настоятели Александр Грязнов (1871-1904), Николай Рафалович (1906-1916), Михаил Кушнев (1916-1919), Куприан Дылевский (1919-1934), 2-й священник Владимир Кирик (1931-1934), настоятель Александр Нестерович (1943-1938), 2-й священник, потом настоятель Николай Катковский (1937-1944).

В послевоенное время настоятелями Одигитриевской церкви являлись Николай Катковский (1944-1963), Валентин Богаткевич (1963-1965), Никита Абабурко (1965-1968), Александр Благовещенский (1968-1984), Павел Гончарук (1984-1989), Павел Ходаковский (1989-1990), Геннадий Короневский (с 1990). С 1991-го он служит в восстановленной Воскресенской церкви.

В Николаевской церкви священниками-настоятелями были Ясон Манцевич (1840-1850), Александр Соловьевич (1850-1862), Владимир Сулковский (1862-1866), Григорий Покровский (1867-1872), Иосиф Зенкевич (1872-1875), Михаил Ивановский (1875-1876), Василий Никольский (1876-1883), Георгий Крастелёв (1883-1887), Дмитрий Лебедев (1888-1890), Николай Рафалович (1879-1904), Марк Ячиновский (1904-1909), Виктор Красовский (1909-1914).

История и развитие православия в Дисне зависели от государственных образований, в состав которых входил город. В свою очередь оно оказывало большое влияние на течение местной религиозной жизни.

Пётр БОГОВИЧ, краевед.



рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 360 дней со дня публикации.
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 28 января 2023
Вениамин, Гавриил, Герасим, Иван, Михаил, Павел, Прохор, Елена

Именины 27 января 2023
Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Иван, Илья, Иосиф, Макар, Марк, Моисей, Павел, Сергей, Степан, Агния, Нина

Госці краін

free counters
Партнеры сайта