Авторизация
 

Традыцыі старавераў у ваколіцах аграгарадка Чапукі даследавалі вучні

 Год таму адбылася трэцяя міжнародная навукова-практычная канферэнцыя “Віцебскі край”, прысвечаная 500-годдзю беларускага кнігадрукавання. Матэрыялы маштабнага мерапрыемства пабачылі свет толькі сёлета. 

І не дзіва: зборнік змяшчае больш за восем дзясяткаў публікацый салідных аўтараў, якія разам з дадаткамі занялі 467 старонак. Сярод гэтых матэрыялаў вартае месца адведзена выступленням прафесіяналаў — настаўнікаў гісторыі Вітольда Ермалёнка з СШ №3 імя Я.Томкі і Наталлі Матэленак з Узмёнскай школы. Нечаканасцю было пабачыць вынікі пошукаў вучняў Чапукоўскай СШ. Лічу, што Вольга Апалька, Ксенія Афанасьева і Дзмітрый Дабрынін выдатна справіліся з роллю даследчыкаў. Прапаную ўвазе чытачоў крыху скарочаны варыянт іх навуковай працы, бо ён поўнасцю грунтуецца на мясцовым матэрыяле.

Быт и традиции староверов в микрорайоне агрогородка Чепуки Миорского района

…Более двух с половиной веков отделяют нас от того времени, когда на территории современных Миорского, Браславского и Шарковщинского районов появились первые поселения христиан старого обряда. Местные власти сочувственно относились к переселенцам и предоставляли старообрядцам возможность свободно править службу по древлеправославному чину Соловецких иноков. Трудолюбивые, законопослушные, ведущие трезвый образ жизни старообрядцы получали в пользование участки земли и становились самостоятельными хозяевами. Помещики, на землях которых поселились старообрядцы, защищали их и пользовались их услугами. В результате в регионе Дисны, Браслава, Шарковщины появились многочисленные поселения старообрядцев-поморцев. Мазолёво, Кублищино, Бабовщина, Матвеевцы, Смолевцы, Лизовщина, Милейки, Красное, Деверки, Мотевки — только в микрорайоне Чепуковской школы.


 Особый интерес представляет история староверской Свято-Троицкой церкви в Кублищино, сведения о ней помогала собирать местная жительница Ольга Кирилловна Добрынина.


Деревня Кублищино находится в центре упомянутых поселений, возле дороги, которая соединяла Дисну, Миоры, Браслав, Шарковщину, Германовичи. Точных данных, в каком году образована община и построена моленная, не найдено. В исторических источниках о регистрации молельного дома в д. Кублищино Дисненского уезда упоминается 1839 г. Имеются архивные источники о распечатании храма в 1868-м, но на старообрядческом кладбище вблизи Кублищино есть надгробный камень, датированный 1803 годом. Из этих данных можно предположить, что в первой половине 19-го века в Кублищино уже был построен и действовал первый на западных землях старообрядческий храм. Община, созданная при нём, включала в себя и обслуживала большой регион старообрядцев-поморцев. Для проведения церковных служб и культовых обрядов нужны были подготовленные служители храма и церковный причет. Подготовка в основном велась после окончания сельскохозяйственных работ, в Рождественский и Великий посты. Осуществляли её наиболее грамотные в церковном чтении и песнопении люди, входившие в церковный причет. В каждом доме обучали церковной грамоте, воспитывали детей в духе Божьих заповедей, приучали их жить по учениям святых отцов. В старообрядческих семьях имелись не только иконы старого письма, но и старопечатные церковные книги, которые передавались из поколения в поколение. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Староверы сохранили многие традиции быта, соблюдения постов. Особой строгостью отличались запреты на всякие дела в праздничные дни, курение, употребление вина, увеселения. Духовными наставниками в разные времена были Василий Артамонович Новиков, Арсений Ермагенович Васильев, Савва Фёдорович Пучков, Михаил Фёдорович Попков, Михаил Максимович Сафронов. Их добродетельная христианская жизнь, требовательность к себе при исполнении духовных обязанностей, человеколюбие являли пример благоуспешного настоятельного служения.


Храм Кублищинской общины украшали иконы дораскольного письма, имелся большой выбор богодуховных книг, который сохранился до нынешнего времени. Существенный ущерб нанесли храму пожары. Первый случился в 1870 году, второй — в 1899-м и третий — в 1999-м. Всякий раз храм отстраивался силами прихожан и на их же пожертвования. После пожара 1999 года главными строителями и реставраторами были Фёдор Арсеньевич Васильев и его сыновья Борис, Владимир и Геннадий, Валентин Титович Захаревич и его сыновья Александр и Сергей, а также Кирилл Андреевич Васильев и его внуки Андрей и Руслан.


В настоящее время духовным наставником Свято-Троицкой церкви в Кублищино является Пётр Ермолаевич Дементьев. Ведётся активная работа по обучению детей и подростков церковной грамоте, популяризации литературы духовного содержания, наведению порядка на кладбище.


 Накануне религиозных праздников, например, Пасхи Христовой, для учащихся Чепуковской школы организуются встречи с представителями старообрядческой общины. Учащимся интересно узнавать новые факты о строобрядцах, например, о том, что они отдают предпочтение земным поклонам, признают только восьмиконечный крест, всегда носят нательный крест, обязательно имеют лестовку (особый вид чёток) и подручник (молитвенный коврик).


Особенно интересны диалектизмы Кублищинской общины староверов. Например, “знашта” — наверное, “горазд” — очень, “калика” — брюква, “баркан” — морковь, “гульба” — картофель, “пятун” — петух, “ета, яну” — это, её, “подпахать мост” — подмести пол.


С восстановлением религиозных свобод в Поморской церкви стали образовываться центральные органы управления… Съезд духовных наставников поморских общин Беларуси проходил 11 октября 1998 г. в Свято-Троицком храме в д. Кублищино Миорского района. На него прибыли представители 15 общин, председательствовал В. Е. Клементьев. На съезде прошло учредительное собрание Центрального Совета Древлеправославной Поморской церкви. Составлен Устав ЦС ДПЦ. Принято рещение о созыве Собора ДПЦ 28 декабря того же года.


В настоящее время в Беларуси находится 37 общин ДПЦ, из них в Витебской области 19, Могилёвской — восемь, Минской — шесть, Гомельской — три, в Гродно — одна. 28 из них имеют молитвенные дома… По некоторым оценкам, современная численость “крепких” христиан-поморцев составляет около 50 тысяч человек, а людей с поморским крещением — на порядок больше. На белорусской земле происходит возрождение Поморского Древлеправославия.

В  ТЕМУ

Старообрядчество берёт своё начало с правления государя Алексея Михайловича, когда патриарх Никон провёл с 1653 па 1656 год на Московской Руси реформы богослужения по греческому образцу: божественные книги и иконы стали писать на новый манер, начали брить бороду и креститься трёхперстно.Тогда сторонники Аввакума (старообрядцы) бежали от преследований на Урал, в Сибирь. На белорусские земли они стали переселяться в конце 17 века из Поморья (Белого моря) и Новгорода.


Фото Казимира БЛАЖЕВИЧА.
Подготовил Леонид МАТЕЛЕНОК.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Каментаваць артыкулы на нашым сайце магчыма толькі ў плыні 360 дзён з дня публікацыі.
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 13 апреля 2021
Вениамин, Иван, Иннокентий, Иосиф, Анна

Именины 12 апреля 2021
Захар, Иван

Госці краін

free counters
Партнеры сайта