Авторизация
 

Як міёрскі карэспандэнт здабываў хлеб

 Игорь МАТЕЛЕНОК.

Фото Казимира БЛАЖЕВИЧА.

Техническая основа любого хозяйства — комбайны. В ПУПКС "Миорский" их пять. В поле во время уборочной страды вместе с людьми они от росы до росы борются за каждый центнер урожая. Сойти с дистанции — значит, уступить в "битве" за намолот. На передовой аграрного фронта побывал корреспондент районной газеты. Сам на комбайне собрал бункер урожая и узнал, зачем гиганту с жаткой две педали тормоза.

С комбайна—
на трактор и наоборот
Летом у молодого комбайнера Андрея Рачицкого график напряженный. Полдня готовит технику, когда роса спадет, выдвигается в поле. За штурвалом сидит до сумерек. Вчера пригнал КЗС-1218 "Полесье" на мехдвор в девять вечера.


И сегодня у агрария день тяжелый. Вышел из строя подшипник на колосовом вариаторе, требует замены. Поэтому пришел на работу раньше обычного — утром в шесть.


Встретил Андрея Казимировича на мехдворе у комбайна. Его уже проверили на алкотестере и измерили давление. Путевой лист оформлен. Осталось наладить механизмы, продуть фильтры, проверить уровень масла в двигателе, смести с движущихся деталей солому и заменить запчасть. Благо, что есть помощник Сергей Мороз.


— Когда уборка закончится, поставлю комбайн на хранение и пересяду на трактор, — орудуя щеткой, вслух рассуждает Андрей Рачицкий. — Буду заготавливать сенаж. Тоже работа интересная, колоритная. Люблю технику.


Жатка широкая,
кабина высокая
Больше всего комбайнеры зарабатывают летом. Все зависит от намолота. За тонну лично добытого урожая им платят 1 рубль 47 копеек. В день мужики "заколачивают", в среднем, по 50 рублей. Но труд это нелегкий, что вскоре испытал на себе.
Когда комбайн наладили, отправились на нем в поле. Через заправочную станцию. У 16-тонного КЗС-1218 "Полесье" 330-сильный дизельный двигатель. По проселочной дороге машина идет мягко и легко. Сидишь в кабине, как на тюке соломы, высоко. Обзор во сто крат лучше, чем в автомобиле. Только семиметровая жатка — на всю ширину проезжей части. Попробуй не зацепи на обочине велосипедиста или дерево.


Еще поворачивают только задние колеса, а передние ведут и тормозят. Причем могут отдельно. В кабине две педали тормоза. Каждая замедляет колесо именно на своей стороне. Зачем?


— По-другому в узком месте не развернешься, — объясняет Андрей Рачицкий. — Примерно так вокруг своей оси разворачиваются танки. Одно колесо блокируешь, выворачиваешь руль в его сторону, а вторым — гребешь.


Маяк "позовет"за урожаем
Поле, на котором собираемся молотить, названо в честь уже не существующей деревни Столяровщина. Здесь на ста гектарах озимая пшеница.


За штурвал сажусь с опаской. Боюсь что-нибудь сломать или, того хуже, случайно устремить мощную машину в кювет. Андрей бегло инструктирует:


— Перед тобой четырехступеньчатая коробка переключения передач. Трогаешься с первой, потом переходишь на вторую. Третью и четвертую сразу не "врубай", а то двигатель "захлебнется". Эти передачи — для трассы.


Интересуюсь, где педаль газа.
— Вместо нее штурвал, — отвечает аграрий. — Хочешь ехать вперед — плавно оттолкни его от себя. Чтобы включить задний ход, потяни к себе. Но не забудь опустить жатку, открыть бункер и запустить молотильный аппарат. Для этого есть клавиатура. Когда жатка начнет вращаться, трогайся.


Пока разбираюсь в основах управления, выжидательную позицию заняли три грузовика на отвозке зерна. Комбайны коллег уже давно в поле. На тракторе с бочкой воды дежурит механизатор Олег Друз. Заинтересованно поглядывает в нашу сторону.
Трогаюсь с места. Кабина затряслась, но сиденье мягкое, на амортизаторах, как в фуре. Работает кондиционер. Играет радио. Жатка комбайна срезает колосья. Зерно подается в бункер. Солома отсеивается и высыпается. Позже трактора с прессами соберут ее в рулоны.


Черно-белый экран бортового компьютера показывает, сколько топлива в баке, температуру масла, сколько гектаров убрано и прочее. Датчики и механизмы исправны. Иначе появилась бы ошибка.


Время от времени через окошко за спиной смотрю, как заполняется бункер. Спустя полчаса загорается проблесковый маячок на крыше — значит, пора зерно выгружать. Подруливает МАЗ. С помощью клавиатуры опускаю специальный рукав — и по нему зерно заполняет прицеп самосвала.


Хоть комбайн комфортный и "умный", высидеть в нем без привычки весь день сложно. 

рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Каментаваць артыкулы на нашым сайце магчыма толькі ў плыні 360 дзён з дня публікацыі.
Мы ў сацыяльных сетках
  • Камэнтуюць
  • Актуальна
  • Чытанае

Рэцыдыў

  • 09 ноябрь 2010, 11:17
  • 93 261
  • 0

Інвестыцыйны форум

  • 23 сентябрь 2011, 10:05
  • 68 176
  • 1

Пераброддзе 2012. Погляд вучонага

  • 31 август 2012, 15:19
  • 34 479
  • 0

  • 11 февраль 2011, 11:20
  • 33 224
  • 0

Кандыдатамі жадаюць стаць

  • 21 август 2012, 15:30
  • 32 255
  • 0

Злавілі рыбку, ды… залатую

  • 28 февраль 2011, 16:16
  • 30 283
  • 0

Вагон "вярнуўся"

  • 11 июнь 2013, 10:04
  • 0
  • 2

Пра тых, хто акты рэгіструе

  • 19 декабрь 2012, 09:24
  • 0
  • 2

Трагічны люты

  • 01 март 2011, 09:00
  • 21 271
  • 2
Курс валют НБРБ
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 15 ноября 2018
Константин

Именины 14 ноября 2018
Адриан, Александр, Давид, Денис, Дмитрий, Иван, Кузьма, Петр, Сергей, Федор, Елизавета, Яков, Ульяна

Госці краін
free counters
Партнеры сайта