Авторизация
 

Да адкрыцця Міёрскага металапракатнага завода засталіся лічаныя дні

 В предновогодние дни основным источником хороших новостей в районе стал металлопрокатный завод. Предприятие находится на пороге пуска, его готовность регулярно проверяют ответственные работники высокого ранга. Комиссии различных контролирующих и надзорных органов оценивают сделанное и подписывают соответствующие документы.

 

Наконец, пришла весть, что 17 декабря первая полоса тонкого металла успешно преодолела агрегат электролитического лужения – практически последнее важное звено всей производственной линии выпуска белой пищевой жести. Значит, и здесь монтажные работы окончены, пуско-наладка синхронизировала все 139 электромоторов этого гиганта. До полного пуска предприятия комиссиям оставалось поставить подписи только на двух актах.

 

Знакомство с цехом, где рождается белая пищевая жесть

И мы спешим пройти тот путь, по которому скоро «побежит» поток металла, чтобы стать востребованной в стране и за рубежом продукцией.
Итак, пятница, 18 декабря. Буквально перед окончанием рабочего дня экскурсию для районных журналистов проводит заместитель генерального директора ММПЗ Владимир Дьяконов. В главном цехе довольно шумно от работающего оборудования, предпраздничного расслабления совершенно не ощущается, завод уже действует в круглосуточном режиме. Работники смены на своих местах продолжают освоение сложного оборудования. И, как оказалось, уже производят продукцию для реализации.

 
Ситуацию невольно сравниваю с разминкой участников ответственных соревнований перед стартом: прозвучит сигнал – и все завертится в стремлении к рекорду. А пока экскурсовод знакомит с производством, технологиями и работниками. В стремлении специалиста по обработке металла давлением к точности чувствуется его давняя военная жилка. Остается вслушиваться в профессиональную речь Владимира Анатольевича и обдумывать, как ее изложить для восприятия нашими читателями.

 
 …Производство начинается со входного склада сырья. Это огромная бетонированная площадка под крышей цеха рядом с железнодорожной веткой. Сейчас на ней два ряда близких по ширине и высоте рулонов, сопоставимых с ростом человека. Они пока все еще в темной пластиковой или реже – в светлой картонной упаковке, предохраняющей металл от коррозии.

 
– Для обработки уже накоплено 900 тонн сырья, которое поступило с металлургических предприятий России и других стран, – информирует кладовщик Виктор Федунов, заглядывая в планшет, где хранятся сведения буквально по каждому рулону. – В ближайшее время ожидаем поступления еще 7 тысяч тон металла, с пуском завода месячное потребление превысит 15 тысяч тонн.

 
Несколько рулонов уже освобождены от обертки и находятся на загрузочной площадке реверсного стана RСМ или вблизи него. Но этот первый на всей линии обработки металла огромный агрегат в данный момент стоял, окруженный обслуживающим персоналом.
– Техническое обслуживание, – пояснил мастер прокатно-термического отделения Павел Серко. – Основное в этом процессе, конечно же, – замена валков.

 
Но временная остановка стана не создаст проблем для всей производственной линии: на складской площадке за ним лежит запас рулонов после первичной холодной прокатки. Кстати, эти блестящие под мощными фонарями катушки уже в некотором смысле являются готовой продукцией – исходным сырьем для других предприятий. А здесь дальше их ждет очистка от следов эмульсии и металлических остатков обработки при прокате. Эту задачу выполняет технологическое оборудование следующей линии – ЕСL. Проследить его работу просто невозможно: ванна с раствором, водный каскад и щетки прячутся в недрах механизма. Зато застали конечный итог: операторы Дмитрий Петров и Сергей Татарович под руководством мастера Андрея Косниковского занимались кантовкой, то есть переворачиванием, прошедшего очистку солидного рулона. Внешне все просто: катушку тонкой жести нужно положить на бок. Да вот «мелочь», вес ее не меньше десяти, а иногда – и двадцати пяти тонн, поэтому никакой спешки.

 
Непосредственно кантовка – это подготовка следующего этапа обработки, отжига. Все печи введены в эксплуатацию. Две из них были загружены и действовали. Термист Андрей Лысенок формировал очередную садку: три рулона возвышались над основанием печи ВАF.
– Рулонов в садке может быть три или четыре, но общая высота не должна превышать 4,8 метра, – об’яснил Владимир Дьяконов. – Затем одевается защитный муфель, нагревательный колпак. Под ними в водородной среде при медленном нагревании до 800 градусов происходит рекристаллизация металла, он становится пластичным. Затем так же медленно под другим колпаком и в иных условиях проводится охлаждение.

 
 Таким образом, внешне не изменившиеся блестящие рулоны жести перед дрессировочным станом DСR были уже из металла с совершенно другими качественными показателями. Они так же могли использоваться в качестве сырья для некоторых металлообрабатывающих предприятий.

 
Дрессировка предусматривает частичное восстановление свойств металла, утраченных на предыдущем шаге – при отжиге, малое обжатие, придачу новых механических свойств, в частности, изменение предела текучести. Такой операции уже ожидало восемь рулонов, девятый был в деле. Вальцовщик Виталий Турзенок на специальном станке обрезал деформированный участок ленты, неизбежно возникающий при выполнении технологических операций на предыдущем этапе, – готовил рулон к установке на стан.

 
Дрессировочный стан один из самых сложных на линии. Две секции (по профессиональному – клети) с вроде бы такими же опорными и рабочими валками, как на прокатном реверсивном, но здесь они способны обеспечить множество режимов в зависимости от намерения придать желаемые свойства металлу. Этого многопрофильного гиганта готовили к работе вальцовщики Александр Сухопаров, Юрий Нилов и Виталий Турзенок, оператор Евгений Жвирбля. Все они прошли подготовку в Магнитогорске и утверждают, что на ММПЗ им приходится работать не только на новом, но и более совершенном оборудовании.

 
На одном из обработанных рулонов на этикетке отмечены номер заказа, дата процесса, марка стали, группа отделки, параметры – ширина 1 250 мм, толщина 0,4 мм, вес 10 640 кг. Ко всем этим и другим подобным записям непосредственное отношение имеют контролеры отдела технического контроля и лаборанты. За качеством обработки и смотки, механическими свойствами, геометрическими показателями металла в этой смене следили Светлана Новикова, Анастасия Федорова и Марина Климович. Ранее далекие от вопросов металлообработки, они прошли подготовку и аттестованы для выполнения новых обязанностей.

 
К тем, кто и при пусконаладочных работах считает себя полностью загруженным, относится крановщик Денис Рачицкий. Он управяет мостовым краном, способным взять на себя груз массой до 32 тонн. А это те же рулоны, прокатные валы, колпаки и муфели печей, «все, что руками не поднять», как шутит Денис Сергеевич.

 
Наконец, мы подошли к самому большому механизму на заводе – агрегату электролитического лужения ЕТL. Он отгорожен от остального производства, чтобы не ощущать его влияние. Смотрится внушительно даже при том, что выше пола просматривается только третья часть конструкций. Видно, неслучайно около него встретили начальника смены Сергея Волковича и мастера Дмитрия Молотобойцева, которые решали производственные вопросы.

 
Агрегат начинается и заканчивается накопителями металлической ленты, между ними 17 протяжек, которые вместе могут вмещать полосу в полкилометра. Она на постоянной скорости движется через электролитические ванны под присмотром семи технологов разных специальностей. Для обеспечения непрерывности движения полосы на начальном участке линии размещена сварочная машина, с помощью которой она и делается непрерывной путем надежного соединения ее участков одного за другим.

 
Заканчивается процесс производства белой пищевой жести покрытием защитным составом против коррозии и сматыванием. Остается только упаковать готовую продукцию. Этим под руководством учетчика-кладовщика Юлии Дубовец занимались упаковщики Евгений Воронько, Алексей Игнаткович и Илья Мельников. Специальное оборудование позволяет им быстро создать защитную оболочку для рулона. А совсем недавно запущен агрегат резки рулонного металла на листы. Его настройку завершали операторы Николай Ананич, Сергей Семенов и Игорь Габрусенок. Результат их труда – упакованные требуемым образом листы металла.

 
До пуска Миорского металлопрокатного завода остались считанные дни. А мы о нем еще так много не рассказали. Все впереди.

 

Леонид МАТЕЛЕНОК

Фотоматериал Казимира БЛАЖЕВИЧА.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 21 января 2021
Василий, Виктор, Владимир, Георгий, Григорий, Дмитрий, Евгений, Емельян, Иван, Илья, Михаил, Юлиан, Василиса, Доминика

Именины 20 января 2021
Василий, Иван, Афанасий

Госці краін

free counters
Партнеры сайта