Авторизация
 

Участку ДРБУ-203 «Каралеўскія» сто гадоў

 Участку ДРСУ-203 «Королевские» сто лет, ровно как и дому близ Лукашевщины, в котором с самого начала находится контора. Во дворе уютно. Задают настрой развесистый каштан со скамейкой и само местоположение здания — фактически на перекрёстке трёх дорог. 

Плоды трудов радуют глаз
«Королевские» — единственный в ДРСУ-203 автономный участок. В штате 14 человек против 35 в советское время. Преимущественно рабочие разных специальностей. Они обслуживают 201 километр дорог, включая грунтовые и гравийные.


Дорожники делают ямочный ремонт проезжей части и укладывают асфальт, обкашивают обочины, автобусные остановки и указательные знаки. В общем, следят за порядком всего, что рядом с шоссе и гравийкой. В их ведомстве паром в Дисне. Раньше даже занимались озеленением. Еловые насаждения вдоль трасс — их рук дело.

Дальний участок
Своей техники мало, на пальцах можно пересчитать. Преимущественно старые, но крепкие трактора. До сих пор служат сорокалетний пескоразбрасыватель и ГАЗ-53 для перевозки людей и грузов. «Моложе» всех самоходный грейдер, получили в 2004 году вместо прицепного.


Если надо, запрашивают наёмные спецмашины с автобазы. Охотно предоставляют базу для ремонта руководители окрестных сельхозпредприятий. Входят в положение — участок-то дальний от райцентра, но близкий и нужный им.

 Оставил память Лукашевич
История участка богатая. Жаль только, что ветеранов, кто здесь работал, осталось мало. Недавно умер Константин Лукашевич. Он в «Королевских» дольше всех. Свою трудовую жизнь посвятил этому коллективу. Воевал, дошёл до Берлина. Будучи знакомым с тяготами армейской жизни да ещё в боевых условиях, прослыл в кругу своих ответственным профессионалом, с которым хоть в разведку.


Помнят рассказы пенсионера мастер участка Андрей Якушин и бывшая рабочая Галина Волынец из деревни Крошнево, что через дорогу. Они передали с его слов, что участок появился вместе с домом и дощатым сараем ещё при поляках. ДРСУ-203 и в помине не было. Участок относился в разное время к различным ДЭУ и только потом с образованием дорожного ремонтно-строительного управления вошёл в его состав.


До 1980-х в сторону Дисны простиралась каменка. А дорога Дретунь—Дисна—Прозороки в советское время имела статус республиканского значения.

 На день рождения —  дрель
Один из первых в советское время начальников участка Федот Ходяев жил с семьёй сначала в конторе, но вскоре переехал в собственный дом в Крошнево. Строгий, требовательный, но справедливый. После него возглавляли «Королевские» Токмаков, Щербицкий и Пухальский.
Галина Волынец работала на участке с мужем Николаем Макаровичем — шофёром на ГАЗ-53. Гребла листья, подметала, красила мосты, топила печку в конторе. Приходилось много работать. Но романтику в трудовые будни привносили обеды на свежем воздухе, тёплые отношения в коллективе. Вместе отмечали праздники. На дни рождения вручали имениннику подарки. Не безделушки, а вещи толковые — наручные часы, дрели, ножовки и подобное.

 Не грейдер, а ковш с рычагами
Галине Павловне всех коллег уже и не вспомнить. Время нещадно стирает воспоминания. Не забыла шутливого тракториста Дмитрия Киселя. Во дворе конторы на камнедробилке корпел Николай Ворона. Толокой собирали камни по окрестным полям. Большие валуны, не помещающиеся в прицеп, взрывали тротилом. Щебень потом использовали в строительстве дорог.


К слову сказать, в то время приходилось многое делать вручную. Сегодня, например, кажется диковинным приспособление для профилирования дорог. Это прицепной грейдер с отвалом, угол наклона которого регулировал с помощью рычагов сзади стоящий человек. Странно, смешно, а ведь раньше так работали.


 Здесь один троих стоит
Мастер участка Андрей Якушин говорит, что в районе нет другой такой структуры, которая на протяжении всего своего существования не меняла бы специфики работы. Профессионалы, а также техника, прошедшие проверку временем и нелёгким трудом, и ныне занимаются строительством и преимущественно содержанием дорог.


Штат небольшой, а поэтому приходится работать за троих. Яркий пример подаёт водитель ГАЗ-53 Александр Босянок. Он же обкашивает знаки, остановки, мосты, а также участвует в ямочном ремонте.


— Работаю здесь девять лет, — признаётся. — Пришёл сюда по зову сердца. Был шофёром скорой помощи. Нравится видеть результат своих трудов и понимать, что люди благодарны.


Все, кто работает и когда-то работал на участке, безусловно, здесь по призванию. Благодаря им он существует до сих пор.
— Спасибо, коллеги! — говорит Андрей Якушин. — От души выражаю признательность коллективу, каждому лично, а также тем, кого уже нет с нами. 

КСТАТИ:

Основные мосты на участке перестраивали с деревянных на бетонные в 70-е годы.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

Сейчас закреплённых за участком «Королевские» дорог на 88 километров больше, чем 16 лет назад.

Фотоматериал Казимира БЛАЖЕВИЧА.

Игорь МАТЕЛЕНОК.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Наведвальнікі, змешчаныя ў групе Гости, не могуць пакідаць каментары да дадзенай публікацыі.
Мы ў сацыяльных сетках
  • Камэнтуюць
  • Актуальна
  • Чытанае

Рэцыдыў

  • 09 ноябрь 2010, 11:17
  • 88 763
  • 0

Інвестыцыйны форум

  • 23 сентябрь 2011, 10:05
  • 61 534
  • 1

Пераброддзе 2012. Погляд вучонага

  • 31 август 2012, 15:19
  • 29 270
  • 0

  • 11 февраль 2011, 11:20
  • 28 101
  • 0

Кандыдатамі жадаюць стаць

  • 21 август 2012, 15:30
  • 27 742
  • 0

Злавілі рыбку, ды… залатую

  • 28 февраль 2011, 16:16
  • 24 406
  • 0

Вагон "вярнуўся"

  • 11 июнь 2013, 10:04
  • 0
  • 2

Пра тых, хто акты рэгіструе

  • 19 декабрь 2012, 09:24
  • 0
  • 2

Трагічны люты

  • 01 март 2011, 09:00
  • 16 719
  • 2
Курс валют НБРБ
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 26 сентября 2018
Александр, Илья, Корнилий, Леонтий, Лукьян, Николай, Петр, Степан, Юлиан

Именины 25 сентября 2018
Алексей, Даниил, Иван, Николай, Федор, Юлиан, Афанасий, Семен

Госці краін
free counters
Партнеры сайта