Авторизация
 

Віктар Багданаў з Дзісны: працаваць у суаўтарстве з прыродай

 Уроженец Полоцка, дисненчанин Виктор БОГДАНОВ основательно работает с древесиной уже порядка 30 лет. За это время попробовал себя в промышленности и частном бизнесе. Изготавливал художественные изделия, даже мебель по проектам ИКЕА, а также на заказ интерьеры в гостиницах, кафе, ресторанах и частных домах. Оформившись ремесленником, творит в свое удовольствие. Что-то продает, что-то дарит друзьям и знакомым.

 

Эти стены повидали многое

Мастерская Виктора Богданова – на улице Кирова в старой кирпичной двухэтажке с большими арочными окнами. Таких колоритных домов в Дисне немало, но этот особенный. За более чем вековую историю, рассказывают старожилы, в нем располагались школа-интернат, военкомат. В 1890 году – и народное двухклассное училище, которое посещали 100 учеников. Не так давно строению присвоен статус историко-культурного наследия. Художник ведет в святую-святых своей творческой обители – на второй этаж. Здесь из-под острия стамески и под шум электроприборов, в унисон которому звучит классический рок, рождаются уникальные шедевры.

 

 Друзья почти сплошь – художники

Увлечение Виктора Петровича родом из детства. Всегда привлекало творчество, а окружение этому способствовало. Учился в одном классе с ныне покойным известным белорусским живописцем Анатолием Изоитко. Некоторые его работы размещены в Третьяковской галерее. В силу общих интересов парни крепко дружили, но после окончания школы их судьбы сложились по-разному.

 
– Толя поступил в Витебский технологический институт на художника по тканям, а я так и нигде, кроме школы, не учился, – признается, немного смущаясь. – Хотя мог пойти на заочку в Витебский худграф. Меня рекомендовал мой давний приятель, тогда студент института, а сейчас добившийся всеобщего признания художник Владимир Шаппо. Но я счел учебу лишней тратой времени, ведь уже владел всем, чему там учили. Хотелось выйти за рамки академической программы, развиваться. Да и, наконец, понял, что руки и душа тянутся к древесине.

 

Делал кровати в детские сады

В первой половине 80-х Виктор Петрович начинал на Полоцкой фабрике художественных изделий. Разрабатывал эскизы, занимался резьбой. Позднее отдел культуры предоставил в Новополоцке персональную мастерскую. В 1987 году ушел в частный бизнес. Арендовал помещение при «Полимире», изготавливал там с  помощниками мебель в детские сады. Заказов было много.

 
– Меняли панцирные кровати на двухъярусные деревянные из массива, – вспоминает. – Строили их по проекту ИКЕА. Дети были в восторге. Позже перешли на кухни и интерьеры. Но в 1995 году вынуждены были покинуть арендованное помещение, потому что на его территории полимировцы собрались строить газораспределительную станцию.

 
По плечу и коттедж, и ресторан

Какое-то время Виктор Богданов работал в различных художественных мастерских. Открыв частное предприятие, брался за самые разные заказы. Из объемного на протяжении нескольких лет оформляли внутренний интерьер коттеджа в поселке нефтяников под Новополоцком.

 
Позже со второй половиной – коренной дисненчанкой Натальей Островской – основали фирму «Животворящий источник». С тех пор уже более шестнадцати лет разрабатывают дизайнерские решения, изготавливают предметы интерьера для кафе, ресторанов и других объектов в разных уголках нашей страны и России.

 

Нанимал лично Капский

– Весьма продуктивная работа началась в 2004 году, – собеседник обращает внимание. – Хорошо потрудились в полоцком «Славянском ресторане», который находится в гостинице «Двина». Затем – на базе отдыха ФК «БАТЭ». Нас лично нанимал уже покойный председатель правления клуба легендарный Анатолий Капский.

 
База отдыха БАТЭ – по мнению мастера, самый удачный в его профессиональной деятельности проект. Поэтому и запомнился, хотя таких за всю карьеру не один десяток. Один из самых необычных – ресторан «Арбат» напротив Национальной библиотеки. Виктор Богданов собственноручно изготавливал барную стойку и двери, стилизованные под подворотни старого Арбата.

 

 Пропадешь, если влюбишься

Из нынешних работ любимых нет – все они ему привычны.
– Пока творишь, проживаешь работу полностью, – объясняет, демонстрируя незаконченного, а потому витиеватого лесовика из березового сувеля (нарост), в котором наш водитель почему-то распознал слона. – А потом она уже становится скучной. Это как воспитывать ребенка. Вкладываешь в него душу, лелеешь, а когда вырастает и начинает жить своей жизнью, надо его отпустить. Так и в творчестве. К тому же, если буду зацикливаться на чем-то одном, не создам интересное новое.

 

Нам коряга, а творцу – шедевр

За увлекательной беседой время лишь ускоряло свой ход. На втором этаже дисненчанин показал нам комнату, где рисует эскизы и читает тематическую литературу. Провел всеми закутками основного зала с огромным верстаком, бесчисленным количеством инструментов и готовых работ. Среди них столы из массива дуба с инкрустированной в столешницы эпоксидной смолой, дубовая посуда, объемные резные рисунки на древесине, элементы интерьеров и прочее.

 
Есть и полуфабрикаты, например, наросты деревьев причудливой формы и еще совсем необлагороженная рогатая коряга. Думается вслух: что из нее выйдет, она же кривая и страшная? На это творец лишь улыбнулся и загадочно произнес:
– Интересная коряга. Кто-то ее в печку выкинул бы, а зря…

 
А затем принялся долго и интересно рассказывать о собственном алгоритме подбора заготовок для будущих шедевров. Получается, что сначала в деревяшку нужно влюбиться. Это как любовь с первого взгляда. Смотрит на нее, если нравится – тащит в мастерскую. Здесь она лежит, дозревает. А в один прекрасный день приходит идея по созданию чего-то. Бывает, что задумка появляется сразу.
Иногда древесину воспринимаешь просто как материал, часть изделия. А случай с лесовиком из числа особенных. Здесь природа – твой соавтор. Важна форма: ее не создаешь, ей подыгрываешь.

 

 Цена старения – 50 рублей за литр

Скульптор предпочитает разные породы древесины: дуб, березу, грушу и липу. Если делает дубовый стол, то непременно из массива от ножек и до столешницы. Это принципиально. Работы из березового сувеля начинает с большой посудины во дворе мастерской. На костре в соленой воде материал вываривает. Соль выталкивает влагу из структуры дерева. Окончательно высохнув, оно примет постоянную форму и не будет трескаться. Лишь потом несет заготовку на верстак и берется за дело. В завершение обрабатывает лаком или другими составами. Один из самых диковинных для обывателя – состаривающий. С его помощью можно сделать, например, тарелку, аки ей 200 лет. А вот и она на дубовой столешнице! Тоже дубовая. Недавний удавшийся эксперимент. Реалистичность впечатляет. Цена иллюзии – 50 рублей за литр.

 

И денег не жалко

Качественные составы для обработки древесины, впрочем, как и инструменты, которыми мастер пользуется, стоят сумасшедших денег. Например, малюсенькую насадку по дереву к бор-машинке купил за 50 рублей. Авторская кованая стамеска стоит 30 долларов, а графитовый шлифовальный круг к болгарке – всех 40. Мастерская такими штуками буквально усеяна. Не считая станков, шуруповертов, рубанков, дрелей и подобного. Однако перед лицом истинного увлечения деньги теряют свою значимость. Вот Виктор Петрович и тратит кровно заработанные на дело всей жизни.

 
Помимо этого, увлекается фотографией. Когда-то купил профессиональный зеркальный фотоаппарат, к нему три объектива – и снимает окрестную природу. Снимки выкладывает в сети Интернет и собирает сотнями тысяч просмотры. Раньше, когда жил в Полоцке, был погружен в большой теннис. Одно время даже возглавлял теннисный клуб. За неимением в Дисне условий для такой активности находит физическую разрядку в велопрогулках.

 

Скульптор по дереву Виктор Богданов вместе с сыном Натальи Федоровны Вадимом помогали ей оформлять кафе «Двина» в Дисне. Вся семья активно поддерживает и участвует в работе местного социально-культурного фонда «За возрождение». Дочь Виктора Петровича от первого брака Ольга живет в Майами. Практикующий адвокат. У нее две дочери. В отцовской мастерской на фото наша землячка с известным американским баскетболистом Шаккилом О’Нилом. Кроме того, Ольгу можно встретить и в телевизоре – в 2006 году снялась в Голливудском фильме «Полиция Майами» в роли второго плана.

 

Игорь МАТЕЛЕНОК,

Фотоматериал Казимира БЛАЖЕВИЧА и автора.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 15 апреля 2021
Георгий, Григорий, Ефим

Именины 14 апреля 2021
Ефим, Иван, Макар, Сергей, Мария

Госці краін

free counters
Партнеры сайта