Авторизация
 

У Швецыі і Даніі створаны ўсе ўмовы для веласіпедыстаў

 Не так давно от Института журналистики БГУ летал в Швецию и Данию перенимать опыт коллег. Скандинавы приятно впечатлили: они стремятся к простоте и непринуждённости во всём. Фотографируют для газет на смартфоны. В одежде предпочитают удобство. 

А ещё в этих, казалось бы, отнюдь не бедных странах с высочайшим качеством жизни население повально фанатеет от велосипедов. Как итог: меньше пробок, воздух чище, а наличие или отсутствие у человека автомобиля не говорит о его статусе в обществе. Даже члены правительства, добираясь на работу, наравне со всеми крутят педали.

 ВЕДУЩИЕ скандинавские страны (речь о Швеции и Дании) во многом пример для подражания. Здесь царит равноправие в обществе. Высокий уровень жизни и развитая соцподдержка основываются на устойчивой мощной экономике. Причём, здесь все люди живут примерно одинаково — по-скандинавски сдержанно, без лишних изысков.


А ещё очень щепетильно относятся к экологии, берегут её. Возможно, именно поэтому и создали для велосипедистов все условия.
СНАЧАЛА ярко это почувствовал в Швеции. Чтобы не ошибиться в домыслах, проехался зимними улочками провинциального городка Кальмар. Буквально на каждом шагу велопарковки, всюду ухоженные велодорожки. Нет высоких бордюров и перепадов высоты там, где это может стать преградой. Распространены знаки: тупик для автомобилей, дорожка для велосипедов.


В Швеции разветвлённая система веломаршрутов даже связывает города. Там, где этого пока нет, на трассе для двухколёсного транспорта отведена часть дороги — от полутора до двух метров. Может, поэтому так много велотуристов.


 ЕЩЁ больше порадовала датская столица. Здесь есть бесплатные общественные велосипеды! В Копенгагене бесчисленное множество стоек, где их можно взять. Для этого надо вставить в автомат несколько десятков крон, по возвращении двухколёсного транспорта свою монету получишь обратно.


Главное, что кататься можно, сколько угодно. Но нельзя выезжать за пределы центра города. Границы разрешённой зоны и местонахождение других стоек обозначены на карте на руле.


ВЗЯЛ напрокат ржавый скрипучий экземпляр без переключения скоростей и амортизаторов. Но ехать было в удовольствие. Велодорожки ровные, необычайно широкие, выше уровня дороги и выделены цветом.


На всех улицах у велосипедистов преимущество перед остальными участниками дорожного движения. Примечательно, что даже светофоры для нас загорались на несколько секунд раньше, чем для автомобилей.


 НЕДАВНО, пересмотрев фотоотчёт из той поездки, с новой силой вдохновился опытом скандинавов и пересел на велосипед. Теперь по маршруту дом – работа – дом перемещаюсь в большей части на двух колёсах. Здорово экономлю на топливе, чувствую себя бодрее и ближе к другим людям, кто идёт пешком или тоже крутит педали.


Но изо дня в день испытываю судьбу на узкой и петляющей, словно серпантин, улице Изварина. Порчу колёса и на ямах и кочках, коварных стыках аэродромных плит на набережной. Велодорожек как таковых у нас практически нет. А ведь велоезда как минимум полезна для здоровья, если не затрагивать аспектов экономии, снижения загруженности дорог, уменьшения количества автомобильных аварий и прочего. 

ФАКТЫ В ЦИФРАХ:
В Новой Зеландии подсчитали, что каждая миля велосипедных дорожек даёт выгоду почти в два доллара в год. А в Соединённых Штатах Америки 17 лет назад каждый новый велосипедист приносил экономических выгод на 4 тысячи евро в год.

Игорь МАТЕЛЕНОК.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Каментаваць артыкулы на нашым сайце магчыма толькі ў плыні 360 дзён з дня публікацыі.
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 16 апреля 2021
Никита

Именины 15 апреля 2021
Георгий, Григорий, Ефим

Госці краін

free counters
Партнеры сайта