Авторизация
 

Забыты гравёр з Міёршчыны Ян Нікадзім Лапацінскі

 В «СБ» публиковалась интересная статья Ирины Завадской о незаслуженно забытом искусствоведе С. Палеесе. В огромной картотеке, которая осталась после него, на одной из карточек значится «гравер Никодим Лопачинский». Это и есть наш герой, Ян Никодем Лопатинский.

Ритор и законник
Впрочем, поначалу меня интересовал его отец, Николай Тадеуш Лопатинский. Я встретила его имя, когда искала факты о Главном трибунале Великого Княжества Литовского: именно Николай Тадеуш был его маршалком в интересующем меня 1776 году. У Лопатинского была репутация законника, сурового и беспристрастного. Такому и надлежало возглавить высшую судебную инстанцию, где любой мог обжаловать несправедливый приговор. Николай Тадеуш был мастером красноречия, причем мог произнести спич на латыни, немецком, французском, итальянском.


И уж, конечно, чтобы заниматься политикой, нужно обладать нешуточной смелостью. Власти в стране менялись. Лопатинский поддерживал Станислава Лещинского, присягал Августу Сасу, затем—Понятовскому... В документах того времени то и дело встречаешь описания хитрых интриг. Вот, например, как упоминает в своем исследовании историк А. Мацук, Николай Лопатинский мог стать маршалком трибунала еще в 1760 году. Но он был приверженцем партии Сапегов, которые в то время достигли огромного влияния, занимая ключевые посты в государстве. Великий гетман Николай Казимир Радзивилл Рыбонька употребил все свое влияние при королевском дворе, чтобы вместо креатуры Сапегов Лопатинского маршалком выбрали ошмянского старосту Андрея Огиньского.


Параллельно с политическими вихрями брестский воевода Николай Лопатинский создавал свою «усадьбу муз». Поначалу в имении Сарья, что ныне в Верхнедвинском районе. Затем—в Чуриловичах на современной Витебщине. Решил возвести здесь, в живописных местах на Двине, летнюю резиденцию. Пригласил модного итальянского архитектора Гену. И появился в Чуриловичах небольшой, но симпатичный дворец в стиле барокко.


Вот только название Чуриловичи казалось ученому пану слишком простым. И на картах появляется Леонполь—в честь отца Николая Леона, участника сражения с турками под Веной.


Николай Лопатинский в своем «затерянном среди лесов и болот Леонполе» собирает прекрасную библиотеку. Там были древние хроники и жизнеописания, издания Франсуа Рабле и Андрея Максимилиана Фредри... Как уверял историк Антон Гедеман, во дворце было много «каштоўнасцяў, брыльянтаў, золата, камей, сталовага срэбра, гадзiннiкаў, люстэрак, гармат, стылёвай мэблi, склепаў з вiнамi венгерскiмi, размарынам, мёдам i водкамi ў распачатых i некранутых бочках, гардэробаў, мундураў, кунтушоў, паясоў, жупаноў i г.д.». Жемчужиной дворца стала картинная галерея. Там было даже четыре полотна Рубенса, историки уверяют—подлинники.


Упомянем для колорита парк во французском стиле и оранжерею, в которой росли 226 ананасовых, 127 фиговых деревьев, 124 апельсиновых и лимонных дерева, гранаты, лавры и прочее.

Самодеятельный гравер
Так что сын Николая Ян Никодем, следующий владелец Леонполя, вырос во вполне художественной обстановке.
Образование получил в иезуитском коллегиуме в Вильно и Варшаве. Как и отец, начал заниматься политикой. Уже в семнадцать лет стал мстиславским хорунжим, затем—воеводой мстиславским. Во время трибунала 1776 года, где маршалком был Николай Лопатинский, его сына избрали вице-маршалком.


Женат Ян Никодем был дважды—на родных сестрах Огиньских. Вначале—на Александре, затем, овдовев,—на Юзефе. Продолжил дело отца в «усадьбе муз»—пополнял коллекции и библиотеку.


И—рисовал. Точнее, занялся гравюрой.


 Собственно говоря, ничего удивительного в этом не было: гравюра вошла в моду в высших кругах, и аристократы охотно проводили время, прокладывая черточку за черточкой изображения.


Ян Никодем не был художником–гением. Школа у него как таковая отсутствовала—самоучка... Но зато большой энтузиаст. Темы в основном две: портреты близких и картины на религиозные темы. Зато осваивал редкую у нас технику гравюры на меди...


Искусствоведы оценивают работы Яна Никодема довольно сдержанно. Вот, например, он нарисовал себя и вторую жену Юзефу, заключил профили в красивые овальные рамочки... А наверху каждой рамочки—по большому банту. Провал вкуса, говорят знатоки.


Зато они же подчеркивают, в частности, В. Рынкевич, что в рисунках Яна Никодема можно рассмотреть отражение традиций народного белорусского искусства. Сравнивают даже с народным лубком... Кстати, на некоторых эстампах Лопатинский оставил надпись: «для своих крестьян». Наверное, он и сам понимал свой уровень.


А вот весьма любопытная работа: портрет Костюшко. Как вы понимаете, свидетельство убеждений художника–патриота. В то время изображение бравого повстанческого генерала можно было увидеть на брошках и медальонах, браслетах и табакерках... Еще один распространенный модный мотив—масонская символика, которую Ян Никодем оставил на духовных картинах.


Под портретом Костюшко Лопатинский подписал: «В Шарковщине». Именно там, в одном из своих имений, в последние годы он и жил. И называл себя «шарковщинский гравер». 


Еще один памятник искусства, оставшийся после него, —мемориальная колонна в честь Конституции 3 мая 1791 года. Установил ее Ян Никодем, когда после первого раздела Речи Посполитой Леонполь оказался как раз на границе двух государств, «чтобы увековечить место, где заканчивается свобода и начинается несвобода».


Еще прославился Ян Никодем тем, что создал в Леонполе мануфактуры, и прекрасное друйское льняное полотно завоевало рынок.
После его смерти от богатств Леонполя осталось мало: брат Яна Никодема перевез собрания искусств в имение в Сарье.

Неоготика на кладбище
И здесь, в Сарье, Лопатинские отметились в белорусской истории. А именно — правнук Николая Лопатинского Игнатий.
Традиционно юноша был одарен, увлекался и искусством, и политикой. Его сестра, кстати, даже брала уроки у Фридерика Шопена.
Игнат Лопатинский влюбился в весьма неподходящую девушку. Мария была дочерью офицера Станислава Шумского, воевавшего на стороне Наполеона Бонапарта. И осталась бесприданницей. Но любовь была взаимной и страстной. Молодые поженились. Первенец умер, но затем родились еще двое детей. Увы—последние роды стали роковыми. Мария умерла. Игнат буквально поселился на могиле любимой... И поступил так же, как в свое время безутешный отец Эдвард Войнилович: решил возвести в память своей потери храм. Причем прямо тут же, на родовом кладбище. Средства позволяли, и вот уже через несколько месяцев готов проект известного архитектора Густава Шахта, а на кладбище начались работы.


Вот только время было сложное. На присоединенных к Российской империи землях возводили церкви. А строительство костела не одобрялось.


Говорят, на пана донесли мужики, согнанные на строительство.
Что ж — высокие эстетические замыслы панов частенько оплачиваются страданиями слуг и соответственно не вызывают у последних восторга.
А храм получался дивный! Псевдоготика, но какая! Словно каменный костер тянет языки в небо. И в 1853 году в Сарью прибыл чиновник по особым поручениям Алферов. Напрасно Игнат Лопатинский доказывал, что состава преступления нет... Что он просто хочет почтить память жены и сына... Через полгода в Сарью отправили для расследования уже генерал–майора по фамилии Какушкин.


Что за крамольная стройка прямо на кладбище?
Какушкин доложил начальству: помещик повредился в рассудке.
Лопатинский доказывать свою разумность не стал, достроил костел, а заодно и школу для сельских детей.
Еще и школу вольнодумцу не простили. Лопатинскому грозила Сибирь. Хорошо, генерал–губернатор Муравьев заменил ссылку на огромный штраф.


Правда, после смерти Лопатинского костел все же переосвятили в церковь.
А при советской власти здесь расположился склад химикатов.


Гравюры Яна Никодема Лопатинского сохранились благодаря другому знаменитому коллекционеру, графу Тышкевичу. Есть дворец в Леонполе — там теперь костел. Есть красивый храм в Сарье. В каждой местности нашей любимой Беларуси, на каждой малой родине можно найти что-то неповторимое, удивительную историю.


Людмила РУБЛЕВСКАЯ.
rubleuskaja@sb.by
Публикуется с незначительными
сокращениями из газеты

«СБ. Беларусь сегодня» №52 за 17.03.2018 г.

рейтинг: 
Пакінуць каментар
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Мы ў сацыяльных сетках
Курс валют у Міёрах
Святы
Праздники БеларусиБлижайшие праздники Беларуси

Православные праздникиБлижайшие православные праздники

Католические праздникиБлижайшие католические праздники

Именины 18 мая 2022
Адриан, Ирина, Яков

Именины 17 мая 2022
Иван, Исаакий, Кирилл, Климент, Леонтий, Никита, Николай, Мария, Пелагея

Госці краін

free counters
Партнеры сайта